Психоаналитическая студия Елены Урбанович

тел.:          +7 (926) 521-36-24

e-mail:     

Skype:       elenaurb1


 Телепередача "Наши дети" - Психологическая готовность к школе

Готов ли ребенок к школе?

 

Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);

2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

 

В принципе, то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе в общем достаточны. Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением. Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

 

Скажем, если вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?…

 

Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать.

 

Поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.

 

Первый класс - это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности.

 

Если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит родителей, лучше не торопиться с поступлением в школу. Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада.

 

Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы!

 

Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.

 

Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.

 

Кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков. Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система. И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.

 

Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

 

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

 

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

 

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

 

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.

 

У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство - тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребенка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения. Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять.

 

Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненных и не по возрасту "умных" сведений. Родители считают, что их ребенок развит "не по годам". На поверку же получается, что его знания лежат на поверхности, разрозненны, что считает он механически, а о героях книг высказывается услышанными от взрослых формулировками. Даже в жизненных ситуациях выглядя всезнайкой, он лишь повторяет готовые словесные "штампы" взрослых, не осознавая истинного их смысла.

 

Разумно поступают те родители, которые готовят школьное "завтра" с первых проявлений любознательности ребенка и на доступных ему сведениях. Начав воспитание своего ребенка, они по существу начинают готовить в нем и будущего школьника: весь его предшествующий опыт определяет успех учения.

 

Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению - интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. А это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью - в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

 

Школьная адаптация

 

Адаптация к школе в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.

 

Одним из факторов, препятствующих нормальной адаптации ребенка является недостаточный уровень школьной зрелости.

 

Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий. мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время.

 

Личностно-социальная готовность к школе заключается в том, что ребёнок при поступлении в школу готов к взаимодействию и с детьми, и с полузнакомыми взрослыми. Но у детей, занимавшихся с частным педагогом или дома с бабушкой, и не посещавших коллективные занятия, порой возникают трудности. Им трудно даются задания, связанные с совместными усилиями. У «домашних» детей меньше опыта «разруливания» социальных конфликтов.

 

Нередко взрослые ещё до школы стращают ребёнку рассказами про двойки и строгих учителей. Постарайтесь развеять этот миф и настроить ребёнка на успех. Одновременно не рисуйте пряничную картинку о том, как весело в школе. Ребёнок должен понимать, что у него могут возникнуть сложности, но они преодолимы.

 

Существуют общительные дети, которых легко принимают ровесники, но чаще ребёнку стоит помочь влиться в школьный коллектив. Узнайте больше о том, с кем общается ребёнок в классе, а с кем у него не удаётся наладить контакт. Постарайтесь хотя бы изредка приглашать в гости некоторых детей из класса, с кем у ребёнка сложились неплохие отношения. Чтобы быть в курсе всех школьных событий, общайтесь тесно хотя бы с двумя родителями одноклассников вашего ребёнка. Так вы всегда сможете созвониться и выяснить, какие события намечаются, нет ли в классе какого-то скрытого конфликта, о котором промолчал ваш ребёнок, и что нового в школе.

 

Просите педагога информировать об успехах ребёнка. Строго пресекайте попытку только говорить о минусах. Обязательно спрашивайте о достижениях, положительных сдвигах. Так вы приучите учителя, что кроме негатива, он должен сказать и что-то положительное. Так учитель начнёт больше обращать внимание на успехи ребёнка. Если учительница жалуется на проблемное поведение ребёнка, вместо того, чтобы сразу набрасываться на малыша с упрёками, спросите, как ОН видит ситуацию, и что произошло по ЕГО мнению. Если учительница в какой-то момент обвиняет ребёнка в том, чего он, по его словам, не делал, лучше встать на позицию ребёнка. Учительница- посторонний человек, и от того, поверите вы её словам или нет, ничего для неё не измениться. Зато для ребёнка будет тяжело осознать, что мама доверяет больше чужой тёте, а не ему, родному человечку. Закрадывается мысль – а, может, мама меня больше не любит?

 

Сложнее всего в школе в эмоциональном плане именно очень любимым детям, которые привыкли к гиперопёке со стороны родителей. Но в школе за каждую мелочь уже никто не хвалит, зато подмечают неудачи. Учитель не ставит в центр мироздания именно его, такого уникального, а ровно обращается со всеми детьми. Детям, которые дома привыкли быть в центре внимания, такое отношение даётся с трудом. Следите за самооценкой ребёнка. В норме она должна быть адекватной или чуть завышенной.

 

Родители должны помогать ребёнку обрести уверенность в своих силах. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, и следите, чтобы это не делала учительница. Сравнивайте его с ним же вчерашним. Постоянно показывайте, что вы цените не только результат, но и стремление к нему. Говоря о школе, говорите по образцу: «да, ты сделал много ошибок в диктанте, поэтому тебе справедливо написали «старайся». Ничего, я помогу тебе ещё раз разобрать правило, и в следующий раз ты напишешь лучше. (вы отметили неудачу, но показали, что верите в то, что ребёнок исправится) Зато мне очень понравилось, как ты выполнил вот это задание по окружающему миру, твой рисунок получился, как настоящий. Ты молодец! (тут вы уравновесили неудачу ребёнка положительным моментом, показали, что он всё-таки чего-то достиг)». Нужно обязательно и знакомым, и родственникам говорить о ребёнке в его присутствии, и как можно чаще. Так вы поднимаете самооценку и помогаете ребёнку укрепиться в своих силах.

 

Часто дети до поступления в школу не имеют даже базовые навыки самостоятельного поведения и общения с другими людьми. Если ваш ребёнок стеснительный, чаще разыгрывайте с помощью игрушек дома ситуацию, когда игрушке (от лица ребёнка) нужно спросить у «соседа по парте» одолжить карандаш или учебник. Отработайте, как ребёнок должен отпроситься в туалет, куда он будет обращаться в случае травмы.

 

Интересуйтесь регулярно, чем ребенок занимается в школе. По пути домой выясните, что нового ребенок узнал сегодня в классе. Если есть какие-то предметы, которые ребенку особенно нравятся, поощряйте этот интерес, почитайте совместно книги на эту тему, сходите вместе в музей или рассмотрите энциклопедию.

 

Поделитесь своими воспоминаниями о школе. Причём хорошо иногда рассказывать о том, какие трудности вы испытали, и как из этих ситуаций вышли победителем.

 

Будьте в курсе школьных дел ребёнка. Так он, теперь уже окончательно оторванный от мамочки, будет чувствовать, что вы по-прежнему близки.

 

Посещайте школьные мероприятия, в которых принимает участие ваш ребенок, помогайте с обустройством класса, участвуйте в родительских собраниях. Если ваш распорядок дня позволяет, принимайте участие в праздниках, походах в театр и других событиях, куда допускаются родители. Если у вас уже есть старшие дети, то вы, наверное, уже видели все эти однотипные праздники Букваря и Новогодние утренники. Но не поддавайтесь искушению увильнуть. Если вы не сможете придти, честно объясните это ребенку и попытайтесь пригласить туда кого-нибудь из родственников. Иначе у ребёнка может сложиться ощущение, что единственный способ теперь привлечь внимание мамочки - это заболеть. Ведь во время болезни мама – в его полном распоряжении, носит чай и читает книжки. И тогда дети начинают самозабвенно болеть.

 

Если домашних задания слишком много, попытайтесь выяснить причину этого у учителя. Поинтересуйтесь программой обучения. Иногда прогрессивные учительницы для достижения сверхрезультатов дают детям задания, не включённые в программу школы. Если ребёнку трудно сосредоточиться, тогда нужно не стоять рядом с палкой и не наказывать ребёнка, а обратиться к психологу.

 

Научите ребёнка первым делать самое лёгкое: то, что получается быстро и без вашего вмешательства и надзора. Потом спросите его, нужна ли ему помощь. Никогда не навязывайте помощь, не говорите «дай покажу, как». Не забывайте, что это – его задания, а не ваши. Проверяя домашние задания, никогда не используйте отрицательные оценки. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. В качестве премий используйте только полезные для интеллекта вещи: мини-книжки с детскими кроссвордами, журналы с комиксами и головоломками, книги, развивающие игры.

 

Никогда не поощряйте ребёнка деньгами за хорошие оценки. Порочно платить 5 рублей за каждую пятёрку. Так вы подменяете ценность обучения. Ведь учатся ради знаний, а не ради того, чтобы угодить маме, походить на медалиста-папу или получения денежки.

 

Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

 

Продолжайте читать ребёнку на ночь, петь колыбельные, обнимать рано утром. То есть делать всё то, что вы делали за полгода до школы, когда ребёнок был ещё в статусе малыша. Поверьте, ребёнку это очень надо.

 

Относительный режим укладывания в постель и подъёма лучше соблюдать постоянно, даже в выходные и каникулы. В школу приводите ребёнка так, чтобы у него было минут пять на общение с друзьями и минуты три на подготовку принадлежностей к уроку.

 

Почему-то часто родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа… Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть, не совсем перестали, но, если раньше его любили безусловно, то есть, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить.

 

А реальный ребёнок имеет право иногда устать, однажды что-то не успеть и где-то ошибиться. Любите и цените ребёнка не за то, что он преуспевает в учёбе, а за то, что он – ваша кровинка, ваш неповторимый малыш.


 

Общие рекомендации родителям ребенка с СДВГ  |  Детские страхи. Боязнь темноты  |  Детские страхи  |  Говорим с детьми о смерти  |  Детский онанизм  |  Псхологическая готовность ребенка к школе  |  Детская интернет зависимость